Как составить качественный опрос
Результат исследования во многом зависит от качества опроса: логики, связности вопросов и вариантов ответов. А также — языка, на котором вы говорите с пользователем.
Чтобы составить качественный опрос, следуйте нашим советам.
Рассчитайте количество респондентов
Чтобы рассчитать количество респондентов, обратитесь к статистическому анализу и отталкивайтесь от размера генеральной совокупности и требуемой точности. Если вы не эксперт в этой сфере, исходите из задачи и бюджета.
Опрос до 300 человек. Например, вы подготовили концепцию дизайна продукта и хотите на ранних этапах узнать, стоит ли выделять на это ресурсы — опросите до 300 человек. Такой опрос стоит недорого, а собранные данные позволят вам сделать выводы.
Опрос на 1000 человек. Например, ваша цель — узнать, насколько бренд известен в России. Тогда нужно минимум 1000 ответов.
Яндекс Взгляд позволяет опросить до 2000 человек. Подробнее в сравнении конструкторов опроса.
Структурируйте опрос
Добавьте приглашение. Объясните респонденту, какая цель исследования и зачем ему проходить опрос. Дайте краткую инструкцию по заполнению, если она нужна. Четко сформулируйте правила, чтобы их можно было понять с первого раза.
Плохо |
Хорошо |
Выберите варианты ответов ниже. |
Мы стремимся сделать наш сервис лучше. Пожалуйста, выберите варианты ответа, которые наиболее точно описывают наш продукт. |
Продумайте расположение вопросов. Разместите вопросы от простых к сложным, чтобы респондент с большей вероятностью прошел опрос до конца.
Плохо |
Хорошо |
|
|
Поблагодарите пользователя. Поблагодарите пользователей за участие в исследовании. Можно добавить поле для замечаний и обратной связи.
Плохо |
Хорошо |
Спасибо, что выбрали нашу компанию. |
Спасибо за участие в исследовании. Мы будем рады, если вы оцените опрос. |
Создайте качественные вопросы
Придумайте понятные вопросы. Формулируйте мысли однозначно, без скрытого подтекста и сложных оборотов. Придерживайтесь правила: один вопрос — одна тема.
Плохо |
Хорошо |
Согласны ли вы с тем, что в наших ресторанах быстро обслуживают и хорошо готовят? |
Нравится ли вам обслуживание в наших ресторанах? |
Вы довольны качеством еды и напитков? |
Используйте простые термины. Не используйте сложные термины, которые требуют от пользователя специальных знаний.
Плохо |
Хорошо |
Вы пользуетесь хинтами, чтобы разобраться с функциями кнопок? |
У каждой кнопки есть всплывающая подсказка — нужно навести на кнопку указатель мыши и чуть-чуть подождать. Вы видели такие подсказки? |
Соблюдайте логику. Если респондент уже сказал, что не пользуется сервисом, не стоит спрашивать о частоте использования. Чтобы избежать логических ошибок, настройте условия показа вопросов.
Плохо |
Хорошо |
|
|
Задавайте вопросы объективно. Вопросы не должны содержать качественных оценок и подсказывать пользователю «правильный ответ». Не давите на респондента явно или скрыто — дайте возможность поделиться собственными впечатлениями.
Плохо |
Хорошо |
Что вы думаете о приветливых менеджерах по работе с клиентами нашей компании? |
Как быстро вы получили ответ от менеджера по работе с клиентами нашей компании? |
Хотели бы вы получить приложение, которое за год научит вас французскому языку? |
Нужно ли вам приложение для изучения французского? |
Продумайте варианты ответов
Охватите все варианты. Старайтесь предусмотреть все возможные ответы и разделить их на варианты так, чтобы пользователь легко выбрал нужный. Это особенно важно, если нельзя написать свой вариант ответа.
Плохо |
Хорошо |
Когда вы в последний раз пользовались нашим приложением?
|
Когда вы в последний раз пользовались нашим приложением?
|
Придумайте уникальные ответы. Пользователь запутается, если разница в ответах небольшая. Это особенно важно, когда есть только один вариант ответа. Но даже если вариантов несколько, старайтесь не делать их слишком близкими по смыслу.
Плохо |
Хорошо |
Зачем вы обычно ходите на наши конференции?
|
Зачем вы обычно ходите на наши конференции?
|
Поработайте над стилем
Пишите просто и понятно. Избегайте формального стиля. Живой естественный язык в опросе дает пользователю понять, что его ответ вам интересен.
Плохо |
Хорошо |
Какова наиболее частая цель посещения вами нашего сайта? |
Зачем вы обычно заходите на наш сайт? |
Формулировки должны быть без жаргона, разговорных выражений и канцеляризмов.
Плохо |
Хорошо |
Случился крэш приложения |
Приложение неожиданно закрылось |
Ага |
Да |
Я являюсь программистом |
Я программист |
В вопросах используйте второе лицо, а в ответах — первое. В вопросах вы всегда обращаетесь к читателю, поэтому выбирайте второе лицо местоимений и глаголов.
Исключение: вопросы-утверждения, с которыми нужно согласиться или нет. В ответах лучше использовать первое лицо или безличную форму, где это возможно.
Плохо |
Хорошо |
Я доволен этим приложением
|
Нравится ли вам приложение?
|
Для чего вы чаще всего заходите на наш портал?
|
Для чего вы чаще всего заходите на наш портал?
|
Для чего вы чаще всего заходите на наш портал?
|
Ведите диалог с пользователем. В удачно составленном опросе вопрос и ответ складываются в естественный диалог. Вместо того чтобы предлагать пользователю закончить фразу, лучше задать ему прямой вопрос.
Плохо |
Хорошо |
Вы предпочитаете смотреть новости:
|
Где вы читаете новости?
|
Отметьте, где вы читаете новости:
|
Используйте универсальные формулировки. Если среди ваших респондентов есть и мужчины, и женщины, старайтесь формулировать вопросы и ответы так, чтобы они подходили всем.
Плохо |
Хорошо |
С какими неудобствами вы столкнулись при вызове технической помощи?
|
С какими неудобствами вы столкнулись при вызове технической помощи?
|